Вы получили результаты теста уровня развития эмоционального интеллекта.
Тест ТЭИ разработан под руководством д. психол. н., профессора Института психологии РАН Е.А. Сергиенко на основе теоретической модели П. Сэловея, Дж. Мэйера и Д. Карузо. Эмоциональный интеллект является когнитивной способностью общего интеллекта человека.
Ваш персональный отчет показывает общий уровень развития эмоционального интеллекта (ЭИ) и индивидуальный профиль по каждой из следующих шкал:
- идентификация эмоций;
- использование эмоций в решении задач;
- понимание и анализ эмоций;
- сознательное управление эмоциями.
Эмоциональный интеллект есть у всех. Только развит он и сбалансирован по составляющим у всех по-разному. Если эмоциональный интеллект развит ниже уровня «Профессионал» то, о чем это говорит? О том, что человек занимался в своей жизни деятельностью, для которой было достаточно этого уровня развития такой когнитивной способности.
Но, если для определенной деятельности нужны «особые» способности, то можно смоделировать профиль эмоционального интеллекта «продавца» определенных услуг и подбирать или развивать под него сотрудников под отраслевую или продуктовую специфику, сравнивая профиль кандидата с «эталоном».
Приятные ли собеседники/сотрудники/руководители с высоким уровнем эмоционального интеллекта? Не всегда. Много зависит от их ценностей, характера, возраста, профессионального и жизненного опыта. Например, они могут быть умелыми манипуляторами или диктаторами. Но они точно более результативны, т.к. имеют большее количество осознаваемых сценариев действия в моменте.
Важен не только общий уровень развития эмоционального интеллекта, а и сбалансированность его составляющих: способности распознавать свои и чужие эмоции, использовать энергию и заряд эмоций в практической деятельности, способность понимать причины возникновения своих и чужих эмоций, а также управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей.
Идентификация чужих эмоций происходит практически автоматически. В глаз человека попадает информация как в видеокамеру, и он бессознательно распознаёт её даже без специальной подготовки. Выражения лиц в статике и динамике, паравербальные проявления: высота голоса, тембр, тон, интонация, модуляции, паузы. Изменение цвета видимых кожных покровов, пот, облизывание губ, сглатывание и пр. Даже жесты и позы. Хотя они скорее всего относятся к телесным проявлениям. Результат? Без специальной подготовки и навыка осознавать её в моменте пользоваться этой информацией практически невозможно с воспроизводимостью результатов. Списываем на интуицию и талант коммуникатора.
С распознаванием своих эмоций сложнее, т.к. если человек не имеет достаточного уровня эмоциональной грамотности, то он не может распознать и назвать, то что с ним происходит в эмоциональном плане. А следовательно, осознать, чтобы применить в деятельности. Диапазон может быть весьма узким. Например, я рад – я зол. Злость полезная социально-приемлемая эмоция. А вот гнев или ярость – уже аффективные (неконтролируемые) проявления.
Использование своих эмоций – очень энергосберегающая способность. Например, в низком уровне энергии с легким эмоциональным минусом – грусть. Грустный сотрудник или даже руководитель? Это невозможно! Очень даже возможно и полезно. Это идеальное состояние для анализа информации, поиска ошибок в документах и составления отчётов. Представьте безудержно весёлого бухгалтера и результат его работы – балансовый отчёт в налоговую? Похоже на правду?
А в эмоции злости можно отстоять свои права, добыть информацию, которую вам почему-то не хотят предоставить и расставить точки над ё во взаимоотношениях. Но в социально-приемлемой форме.
Использование чужих эмоций в практической деятельности ключевой навык руководителя или продавца в отношении клиента. Довольно затратно изменить эмоциональное состояние другого человека. И если вы знаете, что Иванов зануда, но медленно и со стабильным качеством решает стандартные задачи, то не поручайте ему творческих задач. Особенно если он сегодня необычайно грустен или даже печален. А вот у Петрова рот не закрывается, и он думает пока говорит. Разовые нерешаемые задачи его конёк. Особенно в формате «Сделай как сможешь, но, чтобы к вечеру сегодня результат был». И Петров свернёт горы, если ему сказать, что только он может «спасти вселенную».
Как вы думаете, что произойдет, если их поменять местами? Наступит хунь-дунь. Первичный хаос. По сути, всего несколько неловких действий руководителя.
Продавец в положительной энергии с низким зарядом (принятие, интерес) подходит к грустному или печальному потенциальному покупателю (энергия почти та же, а заряд отрицательный). Энергии не только для принятия решения, а даже для общения недостаточно. Задача продавца захватить внимание и выявить интерес. Далее работают алгоритмы продажи.
И они не работают, если продавец входит в контакт с клиентом с сильным отличием уровня энергии. Контакт будет неустойчив и недостаточен для сделки.
Важно ещё управлять своим уровнем эмпатии. Она состоит из биологической и социальной. В мозге есть зеркальные нейроны. Они автоматически настраиваются на состояние собеседника. В этом плюс. Но если он опытный манипулятор, то он точно добьется своего. Если у вас нет социального навыка осознанно распознавать эмоциональное состояние человека и далее решать: настроиться на него автоматически или держать дистанцию и управлять эмоциональным резонансом, который создает разность потенциала эмоций.
Цена безответственного отношения к управлению эмпатией: вы «удобный человек и все на вас едут», сложность с произнесением нецензурного слова «Нет», перегруженность рабочими задачами и выгорание … Депрессия, психосоматика и пр.
Почему важно понимать причину возникновения эмоций? Оперативное использование эмоций в деятельности на основе неосознанной информации о грусти-печали Петрова может дорого обойтись. Например, у него дома что-то случилось. И при его скорости мышления и умении сфокусироваться он весь день будет думать над домашней проблемой, а не заниматься работой. И сорвет все сроки. Особенно если он ключевой эксперт. А цена вопроса? Руководитель знает обычный эмоциональный фон сотрудника и особенности его уровня развития эмоционального интеллекта. При ярких отклонениях включает ручное управление.
Например, тот же Петров особо печален сегодня. Точка контроля над задачей «отчет сегодня к обеду» с полудня сдвигается на 11:00 или раньше. В случае возражений или невменяемого состояния Петрова и его коллег у руководителя ещё есть время на план Б или подвиг. В противном случае результат будет: «Петров, 18:00! Ты сказал, что отчёт будет после обеда!» Петров: «А я еще и не обедал…».
Очень важно понимать причины возникновения своих эмоций, т.к. без этого невозможно управлять собой. А без этого влиять на эмоции других.
Анализ перехода одной эмоции в другую, их смешение в индивидуальный коктейль чувств и эмоциональных состояний, понимание причины эмоциональной атмосферы в группе, коллективе, в помещении, куда вы только что вошли. Это бесценная информация и развиваемая способность, которая обеспечивает управление своими эмоциями.
Итак, высший пилотаж - управление своими эмоциями! Почему высший? Без качественного распознавания и анализа причин возникновения эмоций вы не сможете качественно использовать их в деятельности и, главное, управлять своими эмоциями. Управлять очень затратно, т.к. в моменте нужно изменить не только уровень энергии с высокой на низкую. А ещё сменить её заряд. Есть технологии как это сделать. Но стоимость частого переключения высока.
И руководители, продавцы, представители социальных профессий платят эту цену, т.к. им нужно влиять на эмоции других людей для достижения своего результата. Управлять другими можно только научившись управлять собой.
Развитие когнитивных способностей эмоционального интеллекта – научно-практический подход к повышению эффективности и результативности.
Кратко про тест:
Фокус №1. Распознавание чужих эмоций и развитие своей эмоциональной грамотности для идентификации своих эмоций. Если у вас низкие показатели по распознаванию, то у вас просто недостаточно первичной информации. Учитесь распознавать выражения лиц, считывать эмоциональный фон группы и атмосферу в помещении (оформление интерьеров, предметы искусства и пр.).
Фокус №2. Использование своих и чужих эмоций в деятельности. Низкие показатели говорят о неиспользованном пока ресурсе. Высокие могут указывать на то, что либо вы манипулируете людьми, либо они вами. Лучший вариант баланс, т.к. есть народная мудрость: «Если вы думаете, что вами никто не манипулирует, то вы в руках профессионалов».
Фокус №3. Понимание причин возникновения своих и чужих эмоций. Как уже написано выше: «если вы не понимаете, то не управляете». Анализ нужен обязательно. При низких показателях действия «вслепую» без достаточной информации, а при высоких результатах анализ может не переходить в деятельность.
Фокус №4. Управление своими эмоциями и влияние на эмоции других для достижения своего или совместного результата. При низких показателях управления в первую очередь нужно обратить внимание на результаты в распознавании. Достаточно ли исходных данных? Если проседает анализ, то обработка информации не соответствует задаче или несвоевременна. Если вы управляете на морально-волевых качествах, то стоит обратить внимание на использование своих и чужих эмоций в деятельности. Это ресурс личной, групповой, командной и организационной эффективности и результативности.
И самое главное, не сравнивайте свой профиль с коллегами! Важен не общий результат теста, а скорее сбалансированность его составляющих, т.к. гармонично развитый человек более продуктивен в долгосрочной перспективе. Особенно под конкретную задачу. А яркость высоких показателей имеет свою высокую цену. Её надо обслуживать. А в целях развития сбалансировать составляющие способностей вашего профиля эмоционального интеллекта.
Автор статьи:
Андрей Королихин – тренер и тьютор развития эмоционального интеллекта, учредитель и директор Международного центра «Креативные технологии консалтинга».