Блог Международного центра "КТК"

Системы контроллинга бизнес-процессов с учетом поведенческого фактора

Разработка системы контроллинга бизнес-процессов с учетом поведенческого фактора

Эффективная система контролинга подразумевает непрерывной мониторинг и контроль эффективности бизнес процессов. Данное исследование подтвердило необходимость отслеживания не только финансовых показателей, но показателей работы с персоналом, отношений с потребителями и введения/использования инноваций в компании.

Проблема создания методологии контроллинга в различных институциональных системах имеет самое актуальное значение в условиях глобализации экономических процессов. Это связано со стремлением бизнеса к консолидации и диверсификации для обеспечения устойчивости к различным видам экономических, политических и финансовых рисков.

Система контроллинга включает в себя непрерывный мониторинг и контроль эффективности бизнес – процессов на протяжении всего операционно-управленческого цикла, при котором деятельность предприятия рассматривается как совокупность бизнес-процессов, имеющих свои цели, достигая которые можно добиться наиболее высоких показателей с помощью хорошо налаженных горизонтальных связей в структуре управления.

Это требует применения соответствующих критериев оценки эффективности для обеспечения соответствующей обратной связи на этапах достижения поставленных целей. Анализ выявленных расхождений приводит к реализации мер, способствующих исправлению ситуации и повышению эффективности. Регулярный мониторинг прогресса достижения запланированных результатов приводит к непрерывному повышению эффективности бизнес- процессов.

Процессы принятия решения и информационного обеспечения деятельности пронизывают все бизнес-процессы предприятия и включены во все функциональные блоки. Специфической особенностью управленческой деятельности является то, что занятые ею субъекты, как правило, не участвуют в преобразовании предметов труда, а интегрируют исполнительную деятельность других субъектов и несут за нее ответственность. Решения, принимаемые руководителями, напрямую влияют на эффективность деятельности организации в целом.

Эффективность принятия решений в профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности.

Получая информацию о различных аспектах жизни организации или конкретного подразделения, руководитель оценивает ее в контексте определенных задач или обстоятельств; преобразует ее, и, наконец, преобразованная информация в виде определенного решения используется для регулирования активности других членов организации, а через это состояние всей системы в целом.

Принятие решения при таком подходе выступает одним из основных этапов всех управленческих функций: организации, планирования, регулирования (в иной терминологии-мотивации, руководства, координации) и контроля, а также связующим звеном в структуре этого цикла.

Источниками для выделения критериев эффективности деятельности руководителя могут служить различные количественные и качественные показатели. Они могут быть связаны с множеством факторов, относящихся не только к деятельности конкретного руководителя, но и к характеристике организации в целом.

Сбалансированная система показателей помогает предприятию в оптимизации собственных бизнес-процессов и выравнивает эти бизнес-процессы со стратегией. Ключевые управленческие процессы такие как, бизнес-планирование, прогнозирование, бюджетирование и т.д., увязываются с показателями эффективности предприятия и им присваиваются приоритеты.

Благодаря сбалансированной системе показателей, предприятие может оптимально управлять своими бюджетными средствами исходя из стратегии,

а не из личных предпочтений отдельно взятых руководителей, что обеспечивает связь между приоритетами и действиями.

Но в случае если измерение эффективности опирается только на финансовые показатели, которые получены из систем финансового учета, то полную картину состояния предприятия увидеть практически невозможно, и тем более, выстроить точный прогноз его дальнейшего развития.

На современном этапе развития бизнеса возникает необходимость все больше обращать внимание на персонал, отношения с потребителями, инновации, которые порой невозможно оценить финансово, но, тем не менее, они оказывают значительное влияние на стратегическое развитие предприятия. Эти слагаемые эффективности носят социальный, психологический и организационный характер.
2021-01-30 20:09